Главная » Статьи » Консультации

"Играем вместе с детьми"
Консультация для родителей ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРУШКИ – К ДЕТСКОМУ ШУМОВОМУ ОРКЕСТРУ! МДОУ №14 «Сказка» г. Тутаев подготовила и провела: музыкальный руководитель высшей категории Ефимова Елена Ивановна ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРУШКИ – К ДЕТСКОМУ ШУМОВОМУ ОРКЕСТРУ! У детей очень большая потребность в музыкальных игрушках. Наблюдая детей на занятиях, в творческих играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звонков, погремушек исполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращали» в музыкальные инструменты: полудуги — в трубы, мелкие кубики — в пианино; играли будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его. Музыкальные инструменты бывают клавишные, духовые, струнные и ударные. К клавишным относятся пианино, гармония; к струнным — балалайка, мандолина, гитара; к духовым — труба, губная гармоника, детская флейта; на ударных инструментах звук извлекается при помощи удара. Из ударных чаще всего встречаются барабан, бубен, тарелки, треугольники, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенчики. К мелодическим ударным инструментам относятся металлофоны и деревянные ксилофоны, на которых можно исполнять мелодии. Ударяя молоточком по пластинкам, прислушиваясь к звукам, ребенок получает большое удовлетворение, радость. Слушая, он в то же время контролирует, правильно ли звучит мелодия; если неправильно, ребенок ищет пути, как заменить неправильный звук. Играя на инструментах, ребенок преодолевает трудности, этим упражняет свою волю, внимание. Зачастую можно видеть, как дети подолгу сидят, подбирая мелодию или повторяя много раз подряд знакомую песню или пляску, чтобы ее лучше запомнить. Так незаметно, за любимым занятием у ребенка развивается выдержка, настойчивость, упорство. В повседневной работе педагог часто задумывается, как воспитать в детях чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Участие детей в оркестре помогает в решении этой задачи. Каждый, кто торопится или отстает в исполнении, нарушает стройность звучания, чувствует за собой ответственность перед коллективом и старается исправить ошибку. Учитывая это, воспитатель должен постепенно вводить в оркестр детей, которые свободно играют на ксилофонах. Как же пользоваться этими инструментами? Ксилофоны дают детям старших групп в свободное от занятий время. В группу вносят одновременно не более двух-трех ксилофонов. Большее количество ударных инструментов нежелательно, так как дети мешают друг другу и утомляют свой слух. Воспитатель проигрывает знакомые мелодии, а дети слушают. Вначале исполняются несложные мелодии, в которых нет больших интервалов, например народные песни; детям легче брать близлежащие звуки. Воспитатель играет мелодию в медленном темпе, а дети следят, по каким пластинам он ударяет. Затем ребята пробуют воспроизвести звучание сами. Тому, кто затрудняется, педагог показывает, помогает. Сначала разучивается одна часть, когда дети усвоят ее — вторая. Исполняя мелодию, дети не механически запоминают ее: ударяя по пластинам, они все время контролируют свое исполнение слухом. Вот почему воспитатель показывает детям знакомые мелодии. Когда они усвоят одну мелодию, воспитатель дает другую. Впоследствии дошкольники подбирают мелодии и придумывают собственные (импровизируют). Процесс подбора и разучивания мелодии должен проходить у детей без принуждения со стороны педагога. Встречаются иногда застенчивые, нерешительные дети, которые отказываются играть, объясняя, что у них все равно не получится. На таких ребят педагогу следует обратить особое внимание и помочь им. Порой дети сами оказывают большую помощь друг другу. Интерес к музыкальным инструментам бывает настолько велик, что дети часто торопятся закончить завтрак или раздеться после прогулки, чтобы как можно быстрее начать игру на инструменте. Они сами устанавливают очередь пользования инструментами. В результате почти все дети старших групп легко овладевают игрой на ксилофонах. Когда несколько детей начинают легко и свободно исполнять какую-либо мелодию, воспитатель может объединить играющих и составить оркестр. Для совместной игры ксилофоны должны быть настроены в одном тоне. Игру детей на ксилофонах хорошо сопровождать звучанием фортепиано, баяна, гитар. Число участников в оркестре сначала невелико, постепенно оно возрастает. Детям, которые еще затрудняются играть на ксилофонах, можно предложить другую роль в оркестре — играть на ударных инструментах: звоночках, бубне, барабане, маракасах. Всегда популярны были шумовые оркестры, состоящие из ударных игрушек — звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Ударными игрушками можно сопровождать исполнение на фортепиано веселых, танцевальных мелодий. Сопровождение ударных должно быть строго согласовано с характером, структурой музыкального произведения. Дети постепенно учатся отличать характер музыки, музыкальную форму, динамику звука, регистры, ритмический рисунок. Например, когда музыка исполняется тихо, они встряхивают звонками, а когда громко — погремушками. Слушание музыки в исполнении ударного оркестра — это один из видов восприятия музыки. Дети определяют общий характер произведения, характер его различных частей, подбирают соответственно им те или иные инструменты. Ударный оркестр составляется примерно из следующих инструментов: маленький барабан, тарелки, маленькие бубны, треугольники, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, погремушки разных размеров. Вводя в оркестр несколько треугольников, надо подбирать последние так, чтобы они одинаково звучали. В противном случае лучше ограничиться одним треугольником. Приобретая колокольчики, надо подбирать их с таким расчетом, чтобы часть из них звучала в одном и том же низком тоне, например до; другая — в более высоком, в ми, ми-бемоль; третья — в соль и т.д. Желательно, чтобы колокольчики были подобраны в терцовом соотношении (до — ми, ре — фа), а не в хроматическом (до, до-диез, ре, ре-диез и т. д.). Кастаньеты можно заменить деревянными ложками. Играют на них, либо взяв в руки по ложке и ударяя одной о другую, либо ложки закладывают черенками между пальцами правой руки, так, чтобы выпуклости ложек были обращены друг к другу. Колокольчики можно привязать к тоненьким небольшим палочкам: так детям играть легче. Ударный оркестр чаще звучит в сопровождении мелодического инструмента (фортепиано, баян, домра, гитара и др.) или пения. Как знакомить детей с инструментами? Практика показывает, что выводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Лучше знакомить с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с характерным тембром звука. Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом (барабаном или тарелками), внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки. Например, педагог берет барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом, ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки. Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки; а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки — средние по высоте звуки; и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука можно провести примерно таким образом: детям раздают колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики — в среднем. После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, можно ввести сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, дается барабан и колокольчик. Взрослый исполняет пьесу на фортепиано. При звучании в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при звучании в низком — барабанщики. Наконец, следует обратить внимание ребенка на протяжные и отрывистые звуки (legato, staccato), издаваемые инструментами. Треугольники и тарелки издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан — отрывистые. При введении тарелок ребенку объясняют, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений. Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), желательно чаще вводить в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой. Нецелесообразно использовать заводные шарманки, органчики: ребенок не может на них свободно музицировать; мелодии, записанные в них, искажены (высота звука, ритм, тембр). Полный состав ударного оркестра вводится в старших группах. В средней группе дети знакомятся с отдельными инструментами. В исполнении ударного оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные мелодии. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь и др. На начальном этапе рекомендуется использовать народные песни (хороводные, плясовые, походные и др.), пьесы К. Орфа из сборника «Шульверк», детские пьесы Б. Бартока. Для исполнения музыки ударным оркестром необходима инструментовка — определение очередности вступления в оркестр ударных инструментов: это обусловливается содержанием произведения. Целесообразно к инструментовке пьесы привлекать детей. На занятиях исполняются две-три пьесы для их инструментовки. Дети выбирают одну из них и мотивируют свой выбор, например: «Она веселая». Выбранная пьеса исполняется еще раз, сначала целиком, потом по частям. Детям предлагают сказать, где какие инструменты должны играть. Педагог выбирает наиболее удачные варианты, предложенные детьми. Перед игрой в оркестре можно всем одновременно разрешить «настроить» свои инструменты, т. е. поиграть на них. После разучивания новой пьесы, играют две-три знакомых. Больше трех пьес на одном занятии играть не следует: ударные инструменты — сильный слуховой раздражитель, у ребенка от шума и напряжения притупляется внимание. Для занятий с ударным оркестром обычно выделяется специальное время, но можно 2—3 мин выделить и на обычных музыкальных занятиях. Нужен ли оркестру дирижер? Когда дети играют в «оркестр», «дирижером» может быть ребенок. Другое дело — занятие с ударным оркестром. Педагог, играя на инструменте, является одновременно и дирижером. В нужный момент он может напомнить детям вступление (словами, кивком головы). Оркестр в детских садах — интересный и полезный для детей вид деятельности. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976. 2. Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994. — № 4. — С. 68—72. 3. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990. 4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. 5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия. 2000. 6. Тютюнникова Т.Э. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспитание. — 1998. — № 2. — С. 141—150. 7. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999. 8. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сб. статей под ред. Л.Баренбойма. – М., 1978.
Категория: Консультации | Добавил: efimovae70 (05.02.2019)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar