Главная » Статьи » Консультации

консультация для музыкальных руководителей

Методическое объединение музыкальных руководителей ТМР

 

 

 

 

«Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста через организацию кружковой работы в ДОУ»

 

 

Консультация для музыкальных руководителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

музыкальный руководитель

высшей категории

МДОУ №14 «Сказка»

Ефимова Е.И.

 

 Тутаев 2014 г.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкуса ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не проёдёт бесследно для последующего развития человека. Его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развивать другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияние не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

Для полноценного восприятия музыки нужен определённый музыкальный опыт. Каждому известно, что предпочтительнее в своём багаже иметь активный опыт, а не пассивный. Что такое активный музыкальный опыт? Это опыт практического музицирования: пение, ритмизированная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок. Театрализация в простом и доступном для каждого участника виде, а это – элементарное музицирование. У К. Орфа оно имеет расширенное  название  «Элементарное  музицирование: музыка, речь, движение», которое подчёркивает, что музыкальный опыт складывается в тесной связи не только с движением, но и с речевым опытом. Его начальное формирование опирается на понимание простейших речевых интонаций, которые прямо угадываются в музыке. Соотнося элементы музыкального языка с каким либо действием, речью, движением, эмоциями, игрой на детских музыкальных инструментах дети учатся в интонационно-музыкальных формах.

Поскольку музыкальный опыт говорит на языке всех сфер чувственного восприятия человека. То необходимо, чтобы в процессе обучения музыке ребёнок был вовлечён в него целиком. Обеспечить такой уровень вовлечённости может только синкретическая устная музыкально-творческая деятельность – элементарное музицирование, поскольку это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Таким образом, элементарное музицирование отвечает всем условиям, которые необходимы, чтобы начальное обучение музыке было успешным и достигало своей цели – быть основой развития музыкальности детей, формировать потребность в музыке, интерес к ней и умение самостоятельно с музыкой общаться. Оно даёт детям разносторонний и разнообразный  активный музыкальный опыт, который поможет понимать без слов и ухищрений простую детскую музыку.

Ведь создавая свой  «Шульверк», К. Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперёд. Элементарное музицирование даёт возможность каждому ребёнку найти свой путь к музыке и продолжать его дальше соразмерно собственным желаниям и возможностям.

Чтобы чувствовать, отзываться на музыку, ребёнок должен научиться находить СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ, персональный отклик на звучащую музыку.  Ему надо двигаться, чтобы воспринимать! Ему необходимо научиться ответным выражающим  движениям под музыку, которую он в данный момент слышит. И всё это ему надо исключительно ДЛЯ СЕБЯ, а не для зрителя!

Восприятие музыки должно стать превращением простого слышания (как физиологического процесса) в переживание. Именно импровизационное переживание, причём каждому своё. Такое движение можно назвать двигательным импровизированным подстраиванием ребёнка к звучанию. Движение в этом случае является своего рода образом-эквивалентом музыкальной интонации и одновременно способствует переводу слуховых впечатлений в эмоциональное переживание. Двигательное выражение, встречное звучащей музыке, действует по принципу осторожного, «пробующего» подбора, помогая ребёнку найти в ней собственные ориентиры.

          Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.                                                                                                                                           Влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико.         Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на  всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям, к активному мышлению.                                                                                                                                                                                                                         Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменимое  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности детей.

В рамках работы кружка по дополнительному образованию  с детьми старшей группе  ставлю перед собой такие задачи:

  • развивать музыкальные способности детей;
  • развивать в детях способность слушать и наблюдать;
  • дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
  • увлечь детей музыкальными инструментами;
  •  развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Обучение детей в рамках дополнительного образования  включает в себя следующие элементы:

  • Речевые упражнения.
  • Поэтическое музицирование.
  • Музыкально-двигательные упражнения.
  • Игры с музыкальными  инструментами.

Принципы,  которыми я руководствуюсь в работе с детьми:

  • Работа музыкального руководителя  - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.
  • Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
  • Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя.
  • Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
  •  Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

       В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, повышается уровень творческих способностей.                                                                                   В практике работы с детьми  использую  такие игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Озвучивание стихотворений.
  • Игры со звуками: деревянными и металлическими.
  • Музыкально-ритмические игры.
  • Игры с инструментами (озвучивание сказок).

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности дошкольников, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребёнку найти своё место на занятиях независимо от уровня музыкальных способностей. Роль дошкольника может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Большие возможности открываются у детей, вовлечённых в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метрические и мелодические инструменты.

У ребёнка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – всё это то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование.  Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

 

Категория: Консультации | Добавил: efimovae70 (26.11.2015)
Просмотров: 422 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar